17.06.2021
Сроки инновационной деятельности: 2020-2024 учебные годы.
Цель: разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки естественно-математической функциональной грамотности учащихся начальной школы.
Задачи:
1) теоретическое и практическое обоснование эффективности процесса формирования компонентов функциональной грамотности и процедуры ее оценки;
2) разработка измерительных материалов и выделение системы показателей для оценки естественно-математической функциональной грамотности младших школьников;
3) создание дидактических материалов, кейсов для формирования и оценки естественно-математической функциональной грамотности учащихся начальной школы, выделение необходимых условий;
4) целенаправленное повышение квалификации учителей через систему повышения квалификации, направленное на обновление содержания и методов обучения, повышение качества и эффективности работы педагога.
Актуальность инновационной идеи:
В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач. В Законе «Об образовании», в образовательной инициативе «Наша новая школа» и других нормативных документах формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.
Одним из главных вызовов XXI века современному образованию является осознанная большинством ведущих экспертных сообществ необходимость в формировании функциональной грамотности у всех учащихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных планов. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Функциональная грамотность рассматривается как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно, необходимо это делать уже в начальной школе. Естественнонаучная и математическая грамотность – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Это способность ребёнка формулировать, применять и интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира, помогает понять роль математики в мире.