Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №131»
СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
протокол
от 29.08.2024 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ «Школа №131»
от 29.08.2023 г. № 400
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Индивидуальный проект»
(наименование учебного предмета)
уровень образования ___ среднее общее образование __________________
(начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование)
Срок реализации программы 10 класс, 1 год
разработана
рабочей группой педагогов
г. Нижний Новгород
2024 год
Планируемые результаты освоения учебного курса «Индивидуальный проект»
Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект» в 10 классе составлена в
соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МАОУ
«Школа №131» и на основании сборника Плетенева О.В., Бармина В.Я., Целикова В.В.,
Брызгалова Л.Ф., Лошкарева В.В. «Индивидуальный проект: рабочая программа курса и
методические рекомендации по организации учебных занятий в 10-11 классах» 2021 года. Рабочая
программа курса «Индивидуальный проект» обеспечена учебным пособием «Индивидуальный
проект: Учебное пособие для общеобразовательных организаций: 10-11 классы» (авторский
коллектив Плетенева О.В., Бармина В.Я., Целикова В.В., Брызгалова Л.Ф. Лошкарева В.В.).
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана на ступени
среднего общего образования. Согласно календарному годовому графику образовательный
процесс в 10 классе осуществляется в режиме 34 учебных недель. Общее количество часов по
учебному предмету за один год обучения - 34, количество часов в неделю - 1.
Планируемые результаты освоения программы данного учебного курса уточняют и
конкретизируют общее понимание результатов индивидуального проекта (п.11ФГОС СОО).
Планируемые личностные результаты обучающихся включают:
- личностное и профессиональное самоопределение;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность основ построения системы причинно-следственных связей, в т.ч.
применительно к процессу получения дальнейшего образования;
- сформированность готовности к саморазвитию и способности к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности.
Планируемые метапредметные результаты обучающихся включают:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях при реализации индивидуального проекта;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе реализации индивидуального
проекта;
-умение использовать навыки и применять различные методы познавательной деятельности,
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения жизненных или
исследовательских проблем;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из различных источников, умение
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
проектных задач с соблюдением правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития.
Планируемые предметные результаты обучающихся включают:
- сформированность умений адекватно применять приобретенные предметные знания и способы
2
действий при решении проектных задач;
- сформированность умений самостоятельно использовать знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей при реализации индивидуального проекта.
- сформированность умений оформлять результаты исследования с помощью описания, анализа
фактов, обработки данных, формулирования выводов;
- сформированность умений проводить презентацию проектной или исследовательской работы.
Важно отметить, что формирование предметных результатов ориентировано в
соответствии с пунктом 6 ФГОС СОО не только на освоение видов деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, но и по его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.
ФГОС СОО конкретизирует требования к предметным результатам в контексте
результатов индивидуального проектирования по:
"Химия" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения
углубленного курса химии должны включать требования к результатам освоения базового курса и
дополнительно отражать: сформированность умений исследовать свойства неорганических и
органических веществ, владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе,
строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя
цель исследования; владение методами самостоятельного планирования и проведения химических
экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным
оборудованием; сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности
полученного результата;
"Биология" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения
углубленного курса биологии должны включать требования к результатам освоения базового
курса и дополнительно отражать сформированность умений исследовать и анализировать
биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и
явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований; владение
умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических
закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в
биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель
исследования; владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов,
описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
"Экология" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения
интегрированного учебного предмета "Экология" должны отражать сформированность
способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности,
связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением
их экологической культуры.
В результате освоения программы учебного предмета «Индивидуальный проект»
обучающиеся научатся:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; восстанавливать
контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего
исследования или проекта в общем культурном пространстве; оценивать ресурсы, в том числе и
нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
3
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; вступать в
коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой
проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на
каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и пути
минимизации
этих
рисков.
4
Содержание учебного курса «Индивидуальный проект» 10 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1
Тема урока
Основное содержание
Раздел 1. Особенности индивидуального проектирования в 10 классе
Проектная
и
исследовательская Деятельность. Общая характеристика проектной и исследовательской
деятельность.
деятельности. Проект. Классификация проектов. Виды проектных продуктов.
Особенности проектов различного Сравнительная характеристика готовых проектов с целью определения их
вида.
видов и предметности.
Практикум: «Сравнительный анализ реализованных проектов»1.
Фазы проектной деятельности
Фазы проектирования: проектирование, реализация, рефлексия. Этапы работы
над проектом. Проектные действия.
Практикум: «Анализ школьного положения об индивидуальном проекте»
Раздел 2. Фаза проектирования
Проектирование решения проблемы Проблемная ситуация. Проблема. Алгоритм формулирования проблемы. Цель.
Ожидаемый результат: проектный продукт. Алгоритм формулирования цели и
определения проектного продукта. Концепция проекта. Моделирование.
Алгоритм разработки критериев проектного продукта. Методы поиска
решений проблемы: метод морфологического анализа, метод фокальных
объектов и т.п. Тема и актуальность проекта.
Практикум: «Разработка концепции решения проблемы»
Практикум: отработка навыка выстраивания логической цепочки
(проблемная ситуация – проблема – цель – результат (проектный продукт)).
Отличительные особенности фазы Исследование, его отличительные особенности. Объект и предмет
проектирования в исследовательском исследования. Гипотеза, требования к ее формулированию. Алгоритм
проекте
формулирования гипотезы. Методы исследования. Средства исследования.
Практикум: формулирование проблемы исследования, гипотезы, целей и задач
исследования.
Планирование проектной или
План. Алгоритм составления плана проекта. Контроль и корректировка плана.
исследовательской деятельности
Бюджет проекта. Определение рисков и способов их минимизации. Требования
к оформлению концептуальной части проекта.
Практикум: оформление концептуальной части проекта.
Практикум: разработка плана проекта.
Практикум: «Определение рисков и способов их минимизации».
Здесь и далее курсивом выделено содержание, которое осваивается только при 68 часах.
5
34 часа
4
2
1
1
8
3
2
3
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Раздел 3. Защита концептуальной части (предзащита) проекта (исследования)
Коммуникативные средства защиты Докоммуникативная и коммуникативная фазы подготовки выступления.
проекта (исследования)
Структура выступления. План текста выступления: типы, правила составления.
Конспект выступления, виды конспектов, требования к ним. Наглядность
сопровождения устного выступления. Требования к мультимедийной
презентации.
Практикум: подготовка мультимедийной презентации для защиты
концептуальной части проекта.
Подготовка
к
проведению Публичное выступление на защите. Вербальная и невербальная коммуникация.
презентации проекта (исследования) Аргументация: тезисы, аргументы, демонстрация; методы аргументирования.
Ответы на вопросы.
Практикум: репетиция устного выступления (в малых группах)
Практикум: ответы на вопросы.
Защита концептуальной части проекта Практикум: Защита концептуальной части проекта (исследования). Ответы на
(исследования)
вопросы.
Практикум: рефлексия защиты концептуальной части проекта.
Корректировка проекта (исследования) Практикум: корректировка концептуальной части проекта (с учетом
рекомендаций).
9
2
Раздел 4. Фаза реализации проекта (исследования)
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта: создание проектного продукта, контроль
продвижения в проекте, внесение изменений в план (корректировка). Алгоритм
контроля и корректировки плана. Производственные технологии как механизм
разработки материального продукта.
Практикум: Самоконтроль и корректировка проекта
Информация, ее сбор и обработка
Информация. Виды информации. Методы сбора, обработки и хранения
информации. Алгоритм работы с информацией.
Источники информации и алгоритмы работы с ними. Аннотация как источник
информации. Ресурсы Интернета. Хештег как навигатор в поиске информации
в Интернете.
Практикум: Разработка анкеты для опроса
Практикум: Обработка информации, найденной в различных источниках.
Практикум: анализ информации, оформленной разными способами.
Практикум: Составление глоссария по теме проекта (исследования).
11
2
6
2
4
1
3
13.
14.
15.
16.
Оформление результатов проекта.
Результаты проектной (исследовательской) деятельности: оценка проектного
продукта по заранее выдвинутым критериям, анализ, выводы, заключение.
Оформление результатов проектной и исследовательской деятельности,
проектная документация.
Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила
оформления цитат. Ссылки и сноски в тексте.
Требования к списку использованной литературы.
Способы подготовки иллюстративного материала.
Мультимедийная презентация проекта (исследования).
Алгоритм подготовки и проведения презентации проектного продукта
Практикум: Оформление списка использованной литературы.
Практикум: оформление проектной документации в программе Мicrosoft Word.
Практикум: Подготовка мультимедийной презентации проекта.
Представление результатов проекта. Практикум. Подготовка плана выступления.
Практикум: Подготовка авторского доклада (конспекта или тезисов
выступления).
Презентация
проекта.
Защита Практикум: Защита проекта (исследования). Ответы на вопросы.
проекта.
Раздел 5. Фаза рефлексии проектной деятельности
Рефлексия проектной
Рефлексия. Рефлексия действий в проекте. Нерефлексивное и рефлексивное
(исследовательской) деятельности.
слушание. Алгоритм осуществления рефлексии проектной деятельности.
Практикум: Индивидуальная рефлексия осуществленной проектной
деятельности
Практикум: Групповая рефлексия осуществленной проектной деятельности.
Резерв
ИТОГО:
7
3
2
1
2
2
0
34
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отведенных на освоение каждой темы (34 часа)
№
Название раздела, темы
п/п
1. Раздел 1. Особенности индивидуального проектирования в 10-11 классах
Проектная и исследовательская деятельность
Особенности проектов различного вида
Фазы проектной деятельности
2.
Раздел 2. Фаза проектирования
Проектирование решения проблемы
Отличительные особенности фазы проектирования в исследовательском
проекте
Планирование проектной или исследовательской деятельности
3.
Раздел 3. Защита концептуальной части (предзащита) проекта
(исследования)
Коммуникативные средства защиты проекта (исследования)
Подготовка к проведению презентации проекта (исследования)
Защита концептуальной части проекта (исследования)
Корректировка проекта (исследования)
4.
Раздел 4. Фаза реализации проекта (исследования)
Этапы реализации проекта
Информация, ее сбор и обработка
Оформление результатов проекта
Представление результатов проекта
Презентация проекта. Защита проекта
5.
Раздел 5. Фаза рефлексии проектной деятельности
Рефлексия проектной (исследовательской) деятельности
Резерв
Итого
Кол-во
часов
4
2
1
1
8
3
2
3
9
2
2
4
1
11
2
3
3
2
1
2
2
0
34
Система оценивания результатов освоения
программы «Индивидуальный проект», 10 класс
Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей программы
включает описание организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов
оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Формой текущего и тематического контроля результатов освоения программы является
регулярное последовательное заполнение плана сопровождения индивидуального проекта
обучающегося
Таблица 1.
План сопровождения индивидуального проекта обучающегося
Ф.И.О. учителя________________________
Ф.И. обучающегося____________________
Класс_____________
Тема проекта_______________
Сроки реализации проекта: с «___ »__________202__ г. по « ____» _______202__ г.
Этапы проектной
Форма организации
Сроки
Результат
деятельности
деятельности
Формулировка проблемы
Консультация
10.10
Анализ информации
Самостоятельная 11.10-12.10
Варианты формулировки
работа
проблемы
Консультация
13.10
Сформулированная проблема ИП
Формулировка гипотезы (для
…….
….
8
исследовательского проекта)
Постановка цели
Определение «образа»
проектного продукта и
критериев его оценки
Разработка плана действий в
проекте по созданию
проектного продукта
Реализация плана по
созданию проектного
продукта
Контроль и корректировка
осуществляемых действий
Подготовка к защите
продуктов/результатов
Формой итогового контроля результатов освоения программы (промежуточной
аттестации) является защита и экспертиза индивидуального проекта.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов
является публичная защита индивидуального итогового проекта. Защита проектной работы
проводиться в два этапа:
–
после проектировочной фазы проекта организовать защиту концептуальной части
проекта (предзащита проекта);
–
после реализации всего цикла проектной деятельности провести презентацию
полученного проектного продукта и защиту реализованного проекта.
Защита концептуальной части проекта проводится на специально созданных предметных
и межпредметных комиссиях в рамках реализации программы курса «Индивидуальный
проект». В результате защиты концептуальной части проекта обучающийся получает
рекомендации по корректировке проекта, чтобы проект стал реализуемым и позволил ему
предпринять скорректированные проектные действия в процессе реализации проекта.
Защиту реализованного проекта осуществляется на конференции научного общества
обучающихся или в рамках иных образовательных событий, в том социальном и культурном
пространстве, где проект реализовывался (социальный проект может быть представлен
местному сообществу или сообществу благотворительных и волонтерских организаций, бизнеспроект — сообществу бизнесменов, деловых людей). Для оценки проектной работы создаются
экспертные комиссии, в которые помимо педагогов и представителей администрации
образовательной организации, могут входить представители местного сообщества и тех сфер
деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы.
Регламент проведения защиты, параметры и критерии оценки проектной деятельности
озвучиваются обучающимся заранее.
Защиту проекта рекомендуется проводить в форме публичного выступления. На
экспертизу обучающийся представляет краткую выступление и презентацию, оформленные в
соответствии с требованиями к структуре, содержанию и оформлению. Кроме того, при
итоговой защите должен быть представлен отзыв руководителя, содержащий: краткую
характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: уровень личной
заинтересованности в выбранной теме индивидуального проекта и обоснованность ее выбора,
практическая и социальная значимость полученных результатов, качество проектного
продукта/результата с позиции предметного содержания, новизна подхода и/или полученных
решений, уровень самостоятельности в выполнении проекта.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения экспертной
комиссией презентации обучающегося хода проектной деятельности и представленного
продукта по оценочным листам (таблица 2, 3). Экспертиза индивидуального проекта может
быть дополнительно проведена с использованием карты экспертной оценки индивидуального
проекта (таблица 4).
9
Таблица 2
Оценочный лист 1 этапа работы над проектом (1 полугодие)
ЗАЩИТА ТЕМЫ ПРОЕКТА
1.
2.
3.
ИТОГО БАЛЛОВ
Качество материала
(презентация)
Умение аргументированно
ответить на вопросы
КоммуИКТ
никативные УУД -компе
тент
ность
Умение ясно изложить суть
Анализ рисков
Анализ ресурсов
Регулятивные УУД
План работы и степень
продвижения
Практическая значимость
результатов
Тема проекта
Проблема и предлагаемое
решение, новизна
ФИО
учащегося
Предметные
результаты и
познавательные
УУД
Владение теорией вопроса
№
Актуальность темы Личностные УУД
Дата________
1
2
3и т.д.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
* каждый критерий оценивается как 0, 1, 2:
0 – признак отсутствует или выражен крайне слабо;
1 – признак присутствует в средней степени;
2 – признак присутствует в значительной степени, выражен ярко.
Максимальный балл : 2х10 = 20 баллов
Таблица 3
Оценочный лист 2 этапа работы над проектом (2 полугодие)
ЗАЩИТА РЕАЛИЗОВАННОГО ПРОЕКТА
10
ИТОГО БАЛЛОВ
Качество материала
(презентация)
Умение аргументированно
ответить на вопросы
Умение ясно изложить суть
Анализ рисков
Анализ ресурсов
План работы и степень
продвижения
Практическая значимость
результатов
Проблема и предлагаемое
решение, новизна
ФИО
Тема проекта
учащегося
Предметные результаты Регулятивные УУД
КоммуИКТ
и познавательные
никативные УУД -компе
УУД
тент
ность
Владение теорией вопроса
№
Актуальность темы Личностные УУД
Дата_________
1.
2.
2
3.
3
4.
4
5.
5
Председатель комиссии
Члены комиссии:
* каждый критерий оценивается как 0, 1, 2:
0 – признак отсутствует или выражен крайне слабо;
1 – признак присутствует в средней степени;
2 – признак присутствует в значительной степени, выражен ярко.
Максимальный
балл:
2х10
=
11
20
баллов
После заполнения всеми членами экспертной комиссии карт экспертной оценки в
ходе коллективного обсуждения заполняется обобщенная карта экспертной оценки
индивидуального проекта. По результатам защиты экспертная комиссия оценивает не только
качество выполненного индивидуального проекта и его защиту, но и определяет уровень
овладения обучающимися проектной деятельностью в целом. Комиссией могут быть
выставлены обучающимся оценки за выполнение проекта на основе заполнения оценочных
листов:
Критерии перевода в 5-балльную шкалу следующие:
Баллы
17-20
13-16
9-12
0-8
Отметка в аттестат
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)
Сделать выводы об уровне сформированности проектной компетентности выпускника
можно, используя следующую шкалу к таблице 4:
Уровни сформированности проектной компетентности выпускника
Уровень сформированности
проектной компетентности
Шкала оценки
предзащита
итоговая защита (п.п. 1(п.п.1-7,11,12)
12)
Низкий уровень
до 9 баллов
до 12 баллов
Базовый уровень
10-17 балла
13-23 балла
Высокий уровень
18 -27 баллов
24 -36 баллов
Результаты экспертизы могут быть использованы как основание для оформления
разделов характеристики учащегося, которая является способом фиксации итоговой оценки
по междисциплинарным программам, к которым относится Программа развития
универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий,
учебноисследовательской и проектной деятельности.
Продукты проектной деятельности обучающихся могут быть размещены в
информационно-образовательной среде образовательной организации.
12